Надежда
Петровна Ламанова – волшебница художественного покроя платья, одна из лучших
русских художников-модельеров. За её работой можно было часами наблюдать и
любоваться, как под меткими ударами ножниц, прикосновениями утюга и бéгом нитки
рождался шедевр портновского искусства.
Надежда Петровна Ламанова родилась 14 декабря
1861 года в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец — Петр
Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал
военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. О
матери Надежды Петровны — Надежде Александровне — дошло очень мало
сведений. Она была дочерью генерала-майора.
После
окончания гимназии 20-летняя Надя решила уехать из родительского дома и
самостоятельно зарабатывать на жизнь. Первым самостоятельным шагом Нади было
поступление в Московскую школу кройки и шитья О. А. Суворовой.
Проучившись два года, в 1879 году она начала работать в мастерской Войткевичей
и быстро стала ведущей закройщицей. Всего через 2-3 года ее мастерская приобретает
известность в творческой среде живописцев, режиссеров, актеров.
Профессия не
только была ей по нраву, Ламанова была влюблена в своё дело. Поэтому, несмотря
на то, что времени не хватало, ведь она была уже владелицей собственного ателье
и директором преуспевающей школы, Надежда Петровна продолжает обучаться
искусству дизайна одежды.
Она
знакомиться с модными коллекциями признанных мастеров Парижа, читает книги по
истории, живописи и этнографии.
В 1901 году К. С. Станиславский пригласил
Ламанову в Московский Художественный театр.
Из воспоминаний Г. А. Лемана:
"Она обнаружила огромный вкус, и
постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского
общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и
аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету
Федоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея
Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой
царице, но они как-то «не сошлись характерами» и это отношение оборвалось. Дело
Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц.
Она выстроила огромный дом на Тверском бульваре»
В феврале
1903 года в Петербурге состоялся большой костюмированный бал, который назвали
Русским. Все гости этого бала, в том числе и царская семья были одеты в русские
национальные одежды. В создании этих нарядов принимала участие и знаменитая
Ламанова.
Надежда
Петровна была первой, кто оценил и примкнул к идеям знаменитого французского
модельера П. Пуаре. Уже во второй половине 1900-х годов она стала создавать модели
без корсета.
И так, отказ
от корсета, свобода во всём – раскрепощение …. Но отказ от корсета требовал
иной конструкции кроя. Знаменитая туника «a la russe» – тончайшая кисейная
рубашка, отделанная мехом, популярная в Европе 1810 года, возродилась усилиями
и Пуаре, и Ламановой в 1910 году. У неё одевались многие известные женщины того
времени – Мария Ермолова, Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова, Анна Павлова,
она шила платья и для членов царской семьи.
В 1917г.,
Ламанова остается в России. До революции у Надежды Петровны было ателье на
Тверском бульваре, она была поставщицей Двора. После революции Ламанова
потеряла своё ателье, но продолжала работать и создавать свои шедевры
портновского искусства. Вскоре Ламанова была арестована, но по ходатайству
М.Горького после двух с половиной месяцев заключения ее освободили.
Надежда
Петровна возглавила Мастерскую современного костюма при отделе ИЗО Главнауки.
Её модели в 20-е годы демонстрировали киноактриса Ольга Хохлова и муза В.
Маяковского Лиля Брик.
Деятельность
первых швейных учебных заведений разрабатывалась при непосредственном участии
Н. П. Ламановой. В начале 20-х годов Надежда Ламанова разрабатывает модели
простой одежды для широких слоёв населения, работает в театре Вахтангова. С
1922 года Надежда Петровна состоит членом Академии Художественных наук,
участвует в I Всероссийской художественно-промышленной выставке, где её
награждают специальным дипломом.
В 1926 году
Ламанова создала ряд моделей по мотивам северного народного творчества, которые
затем продавались за рубеж. Художником-модельером Н.П. Ламановой создавались
коллекции не только платьев, но и меховых изделий. Она принимала участие в
Лейпцигской и в Нью-Йоркской выставках.
В 1925 году
на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже Надежда
Петровна представила уникальную коллекцию платьев из домотканных материалов –
льна, холста. Все платья были выполнены в русском стиле, украшены вышивкой
ручной работы. Каждая модель была в ансамбле с головным убором, сумкой и
украшениями, которые были выполнены из бечёвки, шнура, вышивки, соломы. Её
работа заслужила Гран-при выставки «За костюм, основанный на народном
творчестве». С введением НЭПа появилась потребность и в дорогостоящих
материалах и платьях, и тогда были созданы роскошные наряды, некоторые из них
теперь хранятся в коллекции Эрмитажа.
Надежда
Петровна одевала актёров театра и кино, например её костюмы можно увидеть в
старых кинолентах советских фильмов – «Аэлита», «Поколение победителей»,
«Александр Невский», «Цирк», «Иван грозный», «Ревизор». Театральные костюмы для
«Женитьбы Фигаро», «Вассы Железновой», "Последних дней Турбиных",
оперы "Борис Годунов" и т.д. Ламанова создаёт уже в пенсионном
возрасте.
В её
произведениях заложены основные принципы – глубокая народность костюма,
соответствие костюма образу жизни, климатическим условиям, отказ от слепого
подражания западной моде, соответствие физическому и духовному облику человека.
Все эти принципы она выражала кратко в таких словах: «… для чего создаётся
костюм, для кого, из чего».
Оставшиеся
её произведения воспитывают чувство стиля, оттачивают профессиональное
мастерство художников-модельеров, пробуждают фантазию, обостряют видение
чистоты линий и формы. Н. П Ламанова создала методологическую базу всего
советского моделирования.
В настоящее время проводится конкурс молодых дизайнеров имени Надежды Петровны Ламановой, на котором дизайнеры представляют свои коллекции одежды.
Очень надеюсь, что статья оказалась познавательной для Вас и Вы узнали что-то новое для себя.
Ваша Елена Стешенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий